Я на каждой неделе получаю пару писем от желающих стать тренером в моем проекте. Обычно все затухает на стандартном тренерском пути - Базовый, Мастерский, ДЧ, полгода стажировки и так далее.
Самое интересное, что считают. Что тренером можно стать просто так. Вот вышел ты на сцену - и ты само совершенство:
Да, в тренерстве есть плюсы. Плюс первый - "Только особи с высоким рангом имеют право преподавать". Фактически, ты ловишь обожание группы, сверхресурс. Это рвет крышу, это приятно:. И на это подсаживается. Это одновременно есть самый главный тренерский косяк - ты "бронзовеешь", то есть создал сам себе памятник при жизни. Такой тренер теряет связь с реальностью и считает себя совершенством. Что по определению неверно.
Плюс второй - ты поднимаешь себе авторитет. В своих глазах. Это тоже хорошо - ты учишься вместе с группой, накапливаешь опыт в разы быстрее и так далее. Как там мы шутили на тренерском - проведя два раза тренинг о ремонте газонокосилок, ты станешь в этом деле непревзойденным экспертом.
Плюс третий - это достаточно хорошо оплачиваемая работа. Без комментариев.
Теперь о самых главных косяках. Или немного моих обобщений.
Тип первый - "Зажигалка".
Это тренер, который проводит тренинг, вкачивая в него самого себя, свои ресурсы и энергию. Это дает моментальный отклик и результаты, за это тебя любят больше всего и так далее. Первые пару лет я вел семинары именно так. И потом понял, что если буду продолжать - я сдохну. В прямом смысле этого слова.
Ресурсы не берутся ниоткуда - ты в итоге начинаешь "жечь" себя. Плата за мое отжигалово - дикая психосоматика, нарушения сна и нервные расстройства. Это все было на втором плане, разумеется. Группа про это не знала. Никогда. Я могу сказать, что через этот этап надо пройти. Но не стоит делать его основой обучения - в итоге ты можешь заработать любой симптом длительного отдыха - даже рак, если совсем пропустишь этот момент.
Минус для студентов - откаты
Тип второй - "модельер".
Человек, который хочет стать тренером здесь и сейчас. Опыта нет, обучения нет, что делать? Правильно, брать готовые тренинги и переделывать под себя и свои понятия связи с миром.
Единственный косяк - не зная, как устроен тренинг изнутри, он не может его конструировать. Язык тренинга - это отдельный язык, начиная с групповых динамических процессов, заканчивая работой со сложными студентами.
Минус для студентов: нафига тебе копия?
Тип третий - "ЭГО ист"
Тренер, основная мотивация которого - самоутверждение. Полный пиздец, расписывать не буду.
Минусы для студентов - тренер.
На обобщениях закончили, продолжим. На днях к Лере Кряневой (тренер по речевым техникам) подошел студент, и спросил, как быть тренером? На вопрос "тренером в чем" был дан ответ " я просто хочу быть таким же человеком как ты, Фил и Петро, например". Похвальное желание, конечно. Приятное такое.
Но не все понимают, что тренер обязан развиваться и быть экспертом в своей области. Мало того, у него должно быть свое вИдение того, что он делает. Стандартное понятие написания тренинга - на день тренинга требуется три дня его написания. То есть час времени в зале - это три часа исследований и креатива. Если хорошо писать, конечно.
Ну и с самое главное - это цель. Твой духовный путь - это тренерство. Тренер - это профессия на всю жизнь.
Терперь о том, что делает тренера тренером. Первое - это опыт. Год на тренерской позиции дает тебе больше, чем три года посещения тренингов. Сначала три месяца стажировки, чтобы обыкнуться, потом месяцев пять раскачки, потом к тебе приходит опыт, потом он закрепляется. Спустя год ведения тренера уже ничем нельзя удивить по большому счету.
Второе - это разделение. Уметь оставлять свои эмоции и проблемы за дверью зала. Как бы тебе не было хреново дома, на группе ты - образец для снятия поведения и стратегий. Это тоже не все понимают.
Третье - это образование. Кто знает пять правил и четыре закона , по которым проходит взаимодействие участников в круге? Банальном круге на пять или тридцать человек. Где сознательное группы, где самый сложный человек, кто молчит больше всех и почему?
Четвертое - это дистанция между тобой и учениками. Начинающий тренер группы боится, продолжающей с ней слишком заигрывает, и только опытный тренер может этой дистанцией играть как ему нужно прямо сейчас.
Пятое - это знания. Кто осилил Клауса Фоппеля? Кто вообще знает, кто это такой?
Шестое - это цель. Цель семинара, высказанная одним предложением. Как ты понимаешь, что цель достигнута? Почему она не достигается? Что ты делаешь прямо сейчас для достижения этой цели? Кстати, поэтому я считаю семинар по НЛП дрочевом - тут нет цели. К слову. Если у тренера нет цели и он не знает, как она достигается и не может ее донести до участников - чему он нахер учит?
Седьмое - это состояния. Тренер не может себя хуево чувствовать на группе.
Восьмое - организованность. Надо ли пояснять, что тренер не имеет право опаздывать или "плавать" в теме?
Think about this.
продолжение следует.