Стрельба по воробьям из Эм-би-эя: чему вам рано учиться

У нас в России с некоторых пор появилась странная мода: чуть только на кармане у бойца заводится немного деньжат, как он принимается покупать то, что ему не по размеру. И я сейчас даже не про мега-популярный оверсайз в магазинах одежды и даже не про айфоны. Я про более дорогие и статусные покупки, типа образования MBA. А вы вообще в курсе, что образование должно подходить к вашему уровню развития также, как одежда – к вашей фигуре? Давайте немного поговорим, как его подбирать.

Сегодня вокруг развелось так много выпускников со всевозможными MBA, что лично для меня очевидно: эта квалификация как таковая сильно девальвирована. Стала ли квалификация хуже? Наверное нет, просто можно сразу забыть о том, что ваш диплом произведет грандиозное впечатление. Теперь, прежде чем идти учиться быть великим менеджером по мировым стандартам, нужно очень хорошо понимать, зачем тебе реально это нужно. Это сложно, я знаю. Поэтому пишу текст в помощь размышляющим.

В целом складывается впечатление, что большинство хипстерят в оверсайзе все еще думают, что диплом Стэнфорда автоматически возвысит их в глазах окружающих. А часть выпускников даже верит, что эта учеба сразу сделает из них великолепных бизнесменов – эти персонажи особенно смешные. И, с одной стороны, я их хорошо понимаю.

Какому же руководителю отдела с целыми двумя подчиненными не хотелось бы получить волшебную таблетку из Беркли или Стэнфорда и тут же непринужденно замутить свой проект, и чтоб сразу ух и ва-а-а-ще-е? И чтоб сразу все понеслось и поскакало, тут же новая машина, и ты такой на ней едешь, и тут случайно бывший начальник из метро выходит, и ты ему из окошка небрежно козу показываешь. Или даже не козу, а просто говоришь «Привет», но он, упыреныш, сразу все понимает, а именно: кто тут настоящий победитель по жизни, а кто - так себе человечишко. 

Эта фантазия настолько эротична, что я бы рекомендовал воспроизводить ее только в душе, но с реальностью есть пара проблем. Например, тот факт, что даже лучшие MBA-школы в мире не сделают из вас великого менеджера. Даже если у вас будет диплом. Даже если вы отвалите кучу денег и реально будете много учиться. И это еще не все, есть еще одна проблема. Дело в том, что ваш объем знаний, насколько бы велик он ни был, должен ложиться на другой багаж знаний более базового порядка, а также соответствовать уровню развития личностных качеств. 

Тяжело следить за мыслью? Давайте объясню на простом примере. Возьмем уровень вашей инициативы. Как у вас с ней сейчас, на этапе, когда вы руководите целыми двумя людьми и официально еще являетесь чьим-нибудь замом? А может, и вообще никем не руководите, но даже если? Большинство начальников среднего звена не несут на себе всю ответственность, а делят ее с другими начальниками, которые занимают более высокие позиции. У вас разве не так? Или вы регулярно держите ответ перед собственником компании и советом директоров? Кстати, если да, то не спешите радоваться: это круто только в компаниях, где численность выше 100 человек.

Так вот. Допустим, вы работоспособны, может, даже засиживаетесь в офисе поздним вечером и по выходным. Возможно, вы много всего знаете о том, как надо управлять людьми и особенно о том, как надо управлять лично вами. О последнем вы бы даже с удовольствием рассказали своему непосредственному шефу, если бы он не был таким бестолковым, да? Беда в том, что все эти знания и ваше усердие не делают из вас менеджера. Не то, что великого, а вообще. 

Вот и вашему шефу как будто насрать, что вы там думаете по поводу того, как он вами управляет. Насрать ведь, верно? Да, насрать, и нет, это не потому, что он козел. Это потому, что вы – диванный теоретик. И если сейчас в искусстве управления вы ноль без палочки, то после получения очень дорогого диплома вы вы умножите свой ноль на диплом. И все. Потому что, к сожалению, никакая теория не имеет смысла без практики.

Так вот, как понять, что то или иное образование людям не по размеру? На самом деле все довольно просто. Эти странные люди возвращаются после какого-то познавательного курса и вместо того, чтобы размышлять о том, что можно улучшить в собственной работе, принимаются обсуждать, как улучшить работу своего начальника. Иногда они это делают и без специальных курсов, но после какого-нибудь MBA, особенно доморощенного, это принимает особенно дикий размах. 

До этих блестящих выпускников не доходит, что размышления вслух на тему «Как должен работать мой начальник» в лучшем случае никому из начальников не будут интересны, а в худшем – начнут подбешивать. Потому что любые советы и размышления теоретиков обычно раздражают практиков – как так вышло, подумайте сами. И вот по таким причинам, которые я не вижу смысла разъяснять еще более подробно, часть резко повысивших квалификацию так же резко оказываются на улице. А дальше происходит еще более забавная вещь.

Одухотворенные своим эм-би-эем и макбуком, купленным по случаю успешного окончания, эти высококвалифицированные специалисты начинают ходить по собеседованиям. На каждом из них они, естественно, в первую очередь трясут этим самым эм-би-эем (а иногда, и это полное днище – сверкают еще и макбуком). И почему-то получают отказ за отказом, хотя постепенно снижают свои притязания даже до уровня оплаты на прошлом месте или (кошмар рядового хипстера) – еще ниже. То есть максимум тысяч 100-150. И что вы думаете? Их даже на эти деньги никто не берет.

Они думают: что за фигня, наверное, на рынке жуткий кризис, раз даже MBA не спасает. А вот ни фига. На самом деле кризиса нет, а MBA – именно MBA, указанный в резюме сверху жирным шрифтом – и мешает получить новую работу. Чтобы понять, почему происходит такая фигня, просто поставьте себя на место работодателя. Вы наняли бы сотрудника, который готов внимать вашим указаниям и работать в поте лица или того, кто сядет посреди офиса в белом пальто оверсайз, потребует макбук свежей модели и будет давать указания вам, ежеминутно поминая про свой MBA? Просто честно представьте себя на месте работодателя и ответьте себе, пожалуйста, сами, я даже не намерен на вас давить.

А мы пока возьмем другой пример, в котором блестящий выпускник, недавно по соглашению с работодателем проследовавший на выход, открывает свой бизнес. Масштаб задумки, конечно, всегда будет огромный, но на старте, для начала, учитывая скромный объем вложений и все такое прочее – проект запустится очень скромный. В чем тут прикол? А прикол в том, что на этом скромном уровне, где у будущего миллиардера еще нет сотни наемных продажников, десятка маркетологов и парочки крутых директоров, понадобится проявить на деле массу практических навыков, которым на эм-би-эях не учат. 

Почему не учат, спросите вы? Эм-би-эи плохие? MBA хорошие, уверяю, особенно если учиться в правильных местах. Сам учился. Другой вопрос в том, что в Стэнфорде и в Беркли все еще не додумались вешать предупреждения для долбодятлов. Дескать, прежде чем учиться высшей математике, нужно хотя бы арифметику в общих чертах освоить. Почему не предупреждают – фиг их знает, может, деньги им не лишние, а может, на Западе это само собой разумеется. Подозреваю, что с большой вероятностью имеет быть и то, и другое.

И как же заранее понять, какое образование стоит получать, а какое эффективнее сработает на слом вашей карьеры, чем на ее быстрое продвижение? Опять же, все несложно. Если вы намерены продвигаться по службе, то задайтесь вопросом, каких навыков вам не хватает, чтобы преодолеть следующую ступень? И учитесь именно им. Возьмите простой и узкоспециализированный курс. Я писал об этом давным-давно и повторяться не вижу смысла. Просто используйте технику вычитания

Учиться тому, что должен делать ваш начальник, а еще вернее – начальник вашего начальника, НЕ надо. Почему не надо? Да потому, что вам эту должность никто не предлагал, не предлагает, и с таким подходом, вероятно, никогда и не предложит, такие дела. Не знаю, как объяснить еще проще. Продвигается по службе не тот, кто усложняет своему боссу жизнь непрошеными советами, а тот, кто своему боссу облегчает жизнь. Чувствуете разницу? Она принципиальна. Как облегчить боссу жизнь? Для начала попробуйте хорошо делать свою работу и постепенно повышать квалификацию. Ей-богу, это проще, чем учиться на MBA.

А если ваш путь реально лежит в бизнес, то не надо начинать со сложного образования. Все, что вам нужно для начала – это освоить конструктор бизнес-процессов в битриксе и набить пару своих личных шишек. Вы можете пройти простой курс для начинающих по запуску бизнеса, где объясняют самые базовые вещи на пальцах. И не надо думать, что вот, если вы отработали пять лет наемным руководителем, то сразу все понимаете про бизнес. Не хочу расстраивать, но вы ни хрена не понимаете, вы такой же наемный служащий на зарплате, хоть и высокого уровня. А если вы начинашка, то какого фига идете учиться на продвинутого продолжашку? 

Поймите, если вы начинашка, то надо сначала научиться простым вещам. Научитесь кроить простейшие бизнес-планы, научитесь азам маркетинга, и, самое главное, дополните это двумя-тремя годами реальной практики в бизнесе. Научитесь нанимать толковых сотрудников, учить их и увольнять бестолковых. Научитесь вести свои дела, бухгалтерию, переговоры, научитесь продавать и коммуницировать со всякими государственными службами и инспекторами, разруливать любую фигню и просчитывать всякие непредвиденные обстоятельства. 

И вот если после всего этого вы будете в плюсе, ваш бизнес еще не развалится и будет расти, вы еще не передумаете быть крутым стартапером, не сбежите в ужасе и не вернетесь в офис – вот тогда. Только тогда (может быть) подумайте о том, чтобы идти учиться на крутого бизнесмена, ворочающего масштабными проектами. Подумайте... и вернитесь опять к делу. А реально идти имеет смысл еще годика через три, не раньше.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →